МОУ "Лицей № 47 имени К.В. Благодарова"
г. Саратов, ул. 3-я Степная, 6
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Право на обучение является конституционным правом личности. Никто не имеет права отказать человеку в его получении, если это не оговорено законом. В Российской Федерации право личности на всеобщее и бесплатное общее образование гарантировано ст. 43 Конституции РФ и Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

    Родителям следует знать, что когда ребенок становится учеником образовательной организации, то они становятся участниками образовательного процесса.

    Полноценное воспитание школьника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Влияние семьи и семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль на каждом возрастном этапе. Если требования, предъявляемые к ребенку в школе и семье, не согласованы, то процессы обучения, воспитания, развития будут очень затруднены и неполноценны. В настоящее время образовательные учреждения являются открытым социально-педагогическим комплексом с широким участием родителей в его работе. 

    Поступление в школу – серьезное жизненное испытание не только для маленького первоклассника, но и для его родителей. В первую очередь ребенок должен быть готов к школе психологически. Иначе трудностей в обучении не избежать. Пройдет буквально несколько дней после первого сентября и ребенок столкнется с массой проблем, которые не были ему знакомы ранее.

    Первый класс, поступление в школу кардинально меняет жизнь семилетнего ребенка, каждый из них в той или иной степени тревожится перед этим новым этапом в своей жизни, и в том, как ребенок адаптируется к школьному процессу огромное значение имеет не только сама школа и первый учитель, но и родители.

    Родителям нельзя забывать о возрастных особенностях семилетних детей, а именно о готовности психики ребенка к воспитанию волевого начала. Для возникновения у ребенка стойкой мотивации – «хочу учиться, хочу учиться хорошо» - необходимо формировать в нем не только уверенность в своих силах, но и волю. А поддержать ребенка, убедить его в том, что он «может», должны, прежде всего, родители – родные люди, которым он безгранично доверяет. Привыкая к мысли, что любое задание – это путь к цели, маленький человек постепенно учиться ставить перед собою цели и идти к ним.

    В МОУ «Лицей № 47» будущие первоклассники проходят специальный курс «Адаптация к школьным условиям» для более успешной адаптации к условиям школьного обучения. Курс представляет собой комплексную дополнительную программу по подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению в помощь родителям (законным представителям).

    Задачи курса:

    1. отслеживание динамики развития ребенка (диагностика исходного и итогового уровня готовности ребенка к школе
    2. определение индивидуальной программы подготовки к школе в соответствии с выявленными проблемами ребенка
    3. развитие когнитивной, мотивационной, социальной, эмоционально-волевой и физиологической сфер ребенка
    4. диагностика, коррекция и совершенствование психолого-педагогических взаимоотношений родителей и детей

    Что же делать родителям, чтобы помочь своему будущему первокласснику, чему научить своего будущего школьника?

    Первокласснику будет гораздо легче адаптироваться к ситуации школьного обучения, если он овладеет следующими навыками и умениями еще до поступления в первый класс:

    1. Соблюдение режима дня. Уметь рано вставать (в 7 – 8 часов утра) и рано ложиться спать (9 – 10 часов вечера) очень важно. Это позволяет ребенку получить полноценный отдых и восстановить свои силы перед началом учебного дня. К такому режиму ребенок должен привыкнуть уже в августе и тогда в сентябре ваш ребенок будет просыпаться по утрам бодрым и с радостью шагать в школу.

    2. Ответственность. У ребенка должен быть круг обязанностей, за выполнение которых ответственен только он. При этом, развлечения должны быть доступны только после того, как ребенок выполнит свои обязанности. Такой распорядок поможет ребенку легче адаптироваться к ситуации, когда нужно будет выполнять обязанности связанные с учебой в школе (самостоятельно собирать портфель, содержать в порядке свое рабочее место, делать уроки и т. д.).

    3. Умение следить за своим внешним видом. Будущий первоклассник должен уметь правильно и аккуратно убирать свои вещи в шкаф, располагать их на вешалке, чистить свою обувь. Без помощи взрослых находить необходимую одежду и одеваться по погоде. Помните, что в школу он будет ходить со сменной обувью, и вряд ли Вам захочется, чтобы он ее потерял.

    4. Умение работать по устной инструкции. Очень важный для школьного обучения навык. Проверьте, как ваш ребенок понимает словесные инструкции. Дайте ему простое задание, объяснив условия его выполнения на словах. Умение работать по устной инструкции позволит Вашему ребенку легко и быстро понимать задания учителя.

    5. Умение с помощью речи описывать предметы (действия, явления, сравнивать их свойства, обобщать, классифицировать. Предложите своему ребенку описать какой-нибудь предмет, например, стул. Пусть он назовет как можно больше признаков и качеств этого предмета (деревянный, высокий, мягкий, коричневый, старый и т. д.). Предложите ему сравнить два разных предмета одной категории (например, стул и кресло).

    6. Умение рассуждать, высказывать свое мнение, логически рассуждать. Читая сказки и рассказы вместе с ребенком, не забывайте задавать вопросы о том, почему так или иначе поступил герой произведения, что им руководило, почему история закончилась так, а не иначе. Сначала помогайте будущему школьнику формулировать ответы, затем он сможет рассуждать самостоятельно. Помогайте ребенку обнаруживать логику в окружающем его мире и тогда усваивать, например, математику ему будет гораздо легче.

    7. Навыки мелкой моторики. Купите прописи для дошкольников, раскраски с мелкими рисунками, проследите за тем, чтобы Ваш малыш умел правильно держать в руке карандаш и мог копировать различные элементы, ориентируясь на образец. Делайте с ним пальчиковую гимнастику, детям она очень нравится. И может быть, в конце первой четверти, на родительском собрании Вы услышите, что Ваш малыш пишет лучше всех в классе.

    8. Умение ориентироваться в пространстве. Проверьте, хорошо ли ваш ребенок ориентируется в пространстве. Предложите ему левой рукой потрогать правое ухо и наоборот; попрыгать на правой ноге, протянуть вам левую руку… Кроме того, ребенок, поступающий в школу должен хорошо ориентироваться в предлогах«над»«под»«перед»«в»«на» и пр. Навыки ориентации в пространстве помогут ребенку в освоении письма (например, написание «б» и «д») и математики.

    Следует помнить, что готовность ребенка к школе, залог успешности, спокойной быстрой и положительной адаптации к школе и учителю. Поэтому, главное – психологическая готовность ребенка к началу школьного обучения и стремление к получению новых знаний. Спокойное восприятие всех изменений в жизни ребенка в первую очередь взрослыми, без волнения и запугивания ребенка школой, учителем.

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Говоря о видах готовности к школе, мы выделяем следующие:

    1. социальную готовность,
    2. психологическую готовность,
    3. интеллектуальную готовность,
    4. физическую готовность.

    Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе

    У ребёнка формируются навыки для успешного восприятия новых форм общения, а также восприятия самого себя в изменившихся условиях – школьной среде и, соответственно, новое отношение к данной среде. В возрасте 5–7 лет ребёнок уже начинает осознавать, насколько соответствуют его возможности и желания его ожиданиям занимать определённое положение среди окружающих его людей. Подросший дошкольник уже сам понимает, что мало одного стремления к более «взрослому» и значимому положению в жизни. Дети начинают видеть необходимость в совершении поступков, которые будут значимыми, причём не только для них самих, но и для тех, кто рядом. Именно все эти качества старшего дошкольника будут очень кстати к моменту вступления в школьную жизнь.

    Психологическая готовность к обучению в школе

    Говоря о психологической готовности, подразумеваем зрелость психики ребёнка, ведь ему предстоит справляться со школьными нагрузками. Именно она станет основой для успешного обучения в новых условиях школьной среды.

    В психологическую готовность также включают мотивационную готовность – другими словами, наличие учебной мотивации, которая свидетельствует о психологической зрелости первоклассника.

    Интеллектуальная готовность к школе

    Вот здесь мы как раз и скажем о навыках и знаниях вашего малыша. Заключается данный вид готовности к школе в наличии знаний об окружающем мире, в знании основ математики, понимании причинно-следственных связей, из которых ребёнок может вывести простейшие закономерности. У будущего первоклассника должно быть развито желание узнавать новое, а также уже должна быть сформирована способность к образным представлениям, не говоря уже о достаточном уровне памяти, развитой речи, мышления и воображения.

    Физическая готовность к школе

    Несомненно, для будущего первоклассника желательно крепкое физическое здоровье. Определённый уровень зрелости организма, его систем и органов напрямую будет влиять на работоспособность ребёнка, а значит, и на способность к обучению. Кроме того, при определении физической готовности в список критериев включают необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Зная виды готовности ребёнка к школе, перед нами встаёт вопрос об их оценке и критериях, на основании которых даётся заключение о готовности к школе вашего малыша.

    В практическом применении используются как опрос ребёнка на предмет обязательных знаний, свидетельствующих о его кругозоре, так и специальные психологические и медицинские тесты.

    Один из самых известных – ориентационный тест Керна – Йирасека. Тестирование расскажет специалисту о том, насколько ваш ребёнок обладает развитым мышлением, навыками слушать и слышать, выполнять задание, о котором ему не только подробно рассказали, но и дали образец для его выполнения. Также тест выявит уровень общего развития психики будущего первоклассника.

    В тесте 4 части: «Рисунок человека» (мужской фигуры); копирование предложения, составленного письменными буквами; задание срисовать точки; анкетирование (к примеру: назвать разницу между старыми и молодыми людьми; перечислить виды транспорта; ответить на вопрос, зачем человеку заниматься спортом?).

    Не менее популярным тестом является «Лабиринт». Да-да, тот самый, который часто встречается в детских журналах и развивающих книгах. Оказывается, умение пройти лабиринт выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления, а также психологическую стрессовую устойчивость.

    При оценке уровня готовности к школе выделяют высокий уровень, средний, ниже среднего и низкий.

    Для понимания того, к чему необходимо стремиться в развитии малыша, приведём критерии высокого уровня подготовки: хорошее физическое развитие, рука должна быть готова к письму, отличный фонематический слух, широкий кругозор, богатый словарный запас, умение читать словами, понимание переносного смысла, понимание цифр, умение управлять своим поведением, мотивированность к познавательной деятельности.

    Напротив, при низком уровне подготовки говорят о хорошем или удовлетворительном физическом развитии, но при этом – узком кругозоре, отсутствии готовности руки к письму, минимальном словарном запасе, отсутствии способности к пересказу текста без помощи взрослого. Одним из важных критериев является также отсутствие желания учиться.

    Проверить своего ребёнка также можно посредством интерактивных тестов, которые дают повозрастную оценку, к примеру отдельно оценивается ребёнок 4–5 лет, 5–6 лет и 6–7 лет. Вернувшись к этому тесту через год, родители сами смогут оценить динамику развития своего ребёнка.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Социально-психологическая готовность к школе:

    • Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
    • Умение общаться со сверстниками и взрослыми(ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
    • Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, при необходимости уточнить задание).
    • Развитие школьно-значимых психологических функций:
    • Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
    • Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).
    • Координация системы глаз — рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии.
    • Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).
    • Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15–20 минут).
    • Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).

    Социальная готовность ребёнка к школе:

    • Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
    • Есть ли у ребенка друзья?
    • Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
    • Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
    • Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?
    • Преобладающий стиль поведения: агрессивный, позитивный.

    Задание для родителей. Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):

    1. Узнавать большинство букв
    2. Читать слова
    3. Читать предложения
    4. Писать буквы
    5. Писать слова
    6. Узнавать цифры от 1 до 9
    7. Считать от 1 до 10 и обратно
    8. Выполнять арифметические действия в пределах 10
    9. Другое (что-то еще) __________________________________

    Проверьте, отметили ли Вы в строке «Другое» такие умения, как умения слушать других, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность, саморегуляция, самоконтроль и пр.

    К сожалению, нередко родители понимают под готовностью к школьному обучению только умения ребенка читать, писать, считать. Но, как показыват практика, раннее овладение учебными умениями до школы, определенная сумма знаний не гарантируют Вашему ребенку успешной школьной жизни. Важны, в первую, очередь социальная и психоэмоциональная готовность. А учителя научат и считать, и писать и т.д.

    До встречи в Лицее!

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время
    Понедельник 09.00 - 17.00
    Вторник 09.00 - 17.00
    Среда 09.00 - 17.00
    Четверг 09.00 - 17.00
    Пятница 09.00 - 17.00

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Закрепленные территории по приему детей в МОУ «Лицей № 47»

    ул. им. Благодарова К.В., дома 1, 3, 5, 5а, 5б, 7, 9,11

    ул. Буровая, дома 11,13,15,17,19,19а, 21, 21а, 23

    ул. 3-я Степная, дома 4б, 8, 8а, 8б

    Прием обучающихся в 1 класс

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie